Определение допустимой зрительной нагрузки

Все структуры зрительного анализатора, участвующие непосредственно в зрении (глаз, глазные мышцы, зрительный нерв, участки коры головного мозга, ответственные за видение), имеют свои резервные возможности. Естественно, у каждого человека эти резервы индивидуальны и не беспредельны. После длительной зрительной нагрузки необходим определённый период отдыха и восстановления.
Если полного восстановления не происходит, то в детском и юношеском возрасте зрительная усталость приводит к нарушениям в аккомодационном механизме глаза, а в дальнейшем - к близорукости. В зрелом возрасте наступает истощение резервных возможностей глаза, которое проявляется в повышенной зрительной утомляемости; если такое состояние сохраняется в течение длительного времени, то создаются предпосылки развития хронических глазных заболеваний.
Вас волнует, сколько ваш ребенок может работать с компьютером или смотреть телевизионные передачи, не нанося себе вреда? Для этого надо знать его резервные зрительные возможности (которые, кстати, меняются в течение года). Вряд ли  врач районной поликлиники способен определить его резервные зрительные возможности. Рекомендации даются, как правило, среднестатистические, с элементами перестраховки. (Например: 10 мин. работы за компьютером в день до 5 – 6 класса; в 10 – 11 классе – 30 мин. с последующим 2-х часовым периодом отдыха, а затем еще 20 мин.).
Поэтому рекомендуется самостоятельно установить индивидуальные зрительные возможности - скорее всего, никто кроме вас этого не сделает. Ваш ребенок определит время, через которое необходимо сделать перерыв в занятиях или игре на компьютере. Вы сможете сами правильно распределить свою зрительную нагрузку на работе, предотвратить утомление глаз и избежать хронических нарушений. Особенно это относится к профессиональной деятельности, связанной со значительной зрительной нагрузкой (работа с монитором компьютера, печатными текстами и тому подобное).

КОНТРОЛЬ ДОПУСТИМОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ

В целом, проверка выполняется так же, как было описано выше при контроле зрения (п. 4), но может проводиться не столь тщательно. Если при работе вы пользуетесь очками, то проверку следует проводить в этих же очках. При этом важна не сама величина остроты зрения, а ее сохранение в течение рабочего дня.
Расположите таблицу так, чтобы ее было хорошо видно с вашего рабочего места. Перед началом работы проведите контроль зрения. Периодически в течение работы повторяйте контроль. Как только вы заметили ухудшения зрения, проделайте упражнения для глаз. Если зрение восстановилось, то продолжительность работы до упражнений и есть ваша допустимая нагрузка.
Иногда уже само рассматривание таблицы играет роль тренинга, достаточного для восстановления зрения: кратковременно отвлекаясь и периодически рассматривая таблицу обоими глазами, вы обеспечите снижение утомляемости и перенапряжение аккомодации. Полезно также еще перед началом работы всмотреться в таблицу и прочесть минимально различимые знаки – это обеспечит своего рода настрой на предстоящую зрительную нагрузку и поможет сохранить зрение.
Если упражнения не привели к восстановлению зрения до первоначального уровня, то допустимый порог нагрузки превышен. Вам следует сделать более длительную паузу, а в дальнейшем стараться не превышать допустимую нагрузку. При не проходящей усталости следует обратиться к врачу.
Контролируя зрительную усталость у детей, вы должны учитывать, что способность к аккомодации у ребенка значительно выше, чем у взрослого. Ребенок отлично видит на расстоянии 15 см и ближе, и поэтому для него комфортней читать и особенно писать «носом». Используя таблицу, вы можете обратить внимание ребёнка на то, как быстро наступает утомление при таком неправильном режиме работы.